Методические
рекомендации
по повышению квалификации учителей истории
и обществоведения и организации работы методических формирований в 2012/2013 учебном году
В.М.
Воронович,
методист управления
учебно-методической работы
ГУО «Академия последипломного
образования»
Методическая работа с учителями истории
и обществоведения является неотъемлемой
частью повышения профессионального мастерства педагогов. С этой целью их
обучение ведется поэтапно на различных уровнях: школа, район (город) –
методические предметные формирования, область (г. Минск) – повышение квалификации в областных и Минском
городском институтах развития образования, руководители методических
объединений учителей истории и методисты Р(Г)УМК, курирующие преподавание
истории и обществоведения – ГУО «Академия последипломного образования».
Основными направлениями деятельности
методических служб являются:
–
изучение нормативной правовой и учебно-методической базы, особенности
организации образовательного процесса по истории и обществоведению;
– оптимизация
образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на
основе применения электронных средств обучения;
– реализация
индивидуального подхода в обучении;
– совершенствование
организации образовательного процесса, контроля и оценки качества
историко-обществоведческого образования;
– рациональное использование
методических приемов обучения предмету;
– проведение факультативных
занятий по предметам историко-обществоведческого цикла;
– организация деятельности
по коррекции знаний и умений учащихся.
Основным объединением, в котором учителя учреждений
образования района (города) повышают свой теоретический и методический профессиональный уровень, является методическое
объединение учителей истории и обществоведения.
При планировании работы методических объединений и
формирований учителей истории и обществоведения учителям рекомендуется исходить из следующего:
1. Поскольку
такие предметы, как история и
обществоведение в большинстве школ республики преподаются одним-двумя учителями,
то методическое объединение района (города) включает в себя всех учителей
истории и обществоведения.
2. В рамках районного (городского) объединения
учителей могут быть созданы различные
методические формирования: школа
молодого учителя, объединяющая вновь прибывших в район (город) учителей, а
также тех, чей стаж работы не превышает 3-х лет; учителей, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет,
которые могут быть объединены в школу совершенствования педагогическогог
мастерства (ШСПМ); учителя, имеющие большой
опыт и стаж работы, могут объединяться в школу передового педагогического опыта
(ШППО). В рамках районного (городского) методического объединения учителей
истории и обществоведения могут быть также созданы временные творческие
(проблемные) группы, которые будут работать в течение года над одной проблемой,
важной для всех, или заниматься какой-то темой, которая пока не под силу
молодым учителям. В таком случае они
будут выступать как учителя-мастера
педагогического труда, своего рода учителя-методисты, обучающие других тому,
что умеют и знают сами. Именно на таких учителей, как правило, опираются
методические службы района (города) в организации и проведении методической
работы по предмету. Потенциал таких учителей используется для обучения молодых учителей,
освоения ими новых, современных методик и технологий обучения, изучения, трансляции, распространения и
внедрения передового педагогического опыта, проведения (демонстрации)
мастер-классов. Только следуя заповеди "Обучая других, учишься сам”, возможно
повышение квалификации, компетентности учителей, качества историко-обществоведческого
образования школьников.
3. В повышении качества обучения
определяющая роль принадлежит современному уроку. Формирование теоретических и
практических умений и навыков учащихся невозможно без качественного проведения
уроков, реализации внутрипредметных и межпредметных связей, принципа
индивидуализации обучения с целью развития творческого потенциала личности
учащегося. В решении этой задачи большое значение имеет освоение учителями и
применение ими в образовательной практике современных образовательных
технологий, в том числе информационных, обучение учителей работе с электронными
средствами обучения.
На августовских предметных
секциях рекомендуем обсудить следующие вопросы:
нормативные правовые акты, регулирующие
деятельность общеобразовательных учреждений, как в целом, так и в предметной
области (учебные планы, изменения в программе по истории для X классов, примерное календарно-тематическое
планирование; учебно-методическое обеспечение организации
образовательного процесса по истории, инструктивно-методическое письмо «О
преподавании всемирной истории и истории Беларуси в 2012/2013 учебном году»);
анализ результатов образовательного
процесса по истории в 2011/2012 учебном году, формы и методы повышения его эффективности и качества в
2012/2013 учебном году с учетом выявленных в ходе мониторинга обученности
учащихся 9, 11-х классов типичных ошибок по всемирной истории (по его итогам установлено, что
большая часть учащихся усваивает содержание образования по курсу на среднем и
удовлетворительном уровнях);
организация факультативных занятий по учебному предмету ”Всемирная история. История
Беларуси" в 2012/2013 учебном году;
особенности
организации образовательного процесса в гимназиях и лицеях при выборе учащимися
обществоведческого направления;
содержание
работы методических объединений учителей истории и обществоведения в 2012/2013
учебном году: актуальные проблемы, направления, планы
работы районных методических объединений и других методических
формирований
учителей истории, темы
изучения и формы распространения передового педагогического опыта;
коррекция деятельности методических
служб, методобъединений учителей истории и обществоведения в свете выявленных в ходе мониторинга
обученности учащихся 9, 11-х классов
всемирной истории и истории Беларуси трудностей и проблем, затруднений
учителей при организации и проведении образовательного процесса по истории и
обществоведению.
В ходе
анкетирования учителей истории по результатам мониторинга обученности учащихся
9, 11-х классов по всемирной истории, истории Беларуси выявлены следующие затруднения учителей при
организации образовательного процесса по истории:
- формирование у учащихся общеучебных умений и навыков;
- реализация межпредметных связей в процессе обучения истории;
- проведение факультативных занятий;
- реализация индивидуального подхода в обучении истории;
- обучение учащихся приёмам осмысленного запоминания учебного
материала.
В связи с этим при организации методической работы
с педагогами необходимо учитывать их запросы и трудности в преподавании предметов и обеспечить
практикоориентированный характер работы методических объединений учителей
истории.
На заседаниях методических объединений учителей истории рекомендуем обсудить
следующие вопросы:
Основная тема, над которой должны работать методические объединения
учителей истории в 2012/2013 учебном году:
Предупреждение типичных ошибок и затруднений учащихся при освоении
содержания всемирной истории и истории Беларуси.
Темы районных (городских) методических объединений
учителей истории на год (не менее 3-х): ...... |